Краткий экскурс в книгу Д.Дирксен «Искусство обучать»

Тренеры меня поймут – за эту книгу я ухватилась двумя руками и не хотела отпускать. Не так много актуальной литературы сегодня написано для тех, кто обучает взрослых.

картинка0

Начав читать, я слегка заскучала:  все те же истины – безусловно правильные и полезные, которым меня учили в Школе тренеров, но ничего нового для меня не представляющие. На первой трети книги я решила, что она – находка для начинающих тренеров, а также для школьных учителей и вузовских преподавателей, кто ищет новые подходы к обучению.

Но на второй половине я круто изменила  свое мнение.

Давайте пройдёмся по содержанию книги, чтобы оценить, сколько в ней  ценного:  и для тех, кто только начинает свой путь в обучении через практику, и для тренеров с опытом.

Путь ученика

Две важные мысли схватила я в этой главе:

  • только практика
  • никак без мотивации.

Цитирую:

«Истинны или ложны следующие утверждения:

Если рассказать человеку о вреде курения, он перестанет курить;

Тот, кто посещает занятия по менеджменту, станет хорошим менеджером;

Тот, кто записался на очень эффективный курс по веб-дизайну, станет прекрасным веб-дизайнером…»

Обучать надо через практику – это знает каждый начинающий тренер.

Обучающая среда, сам тренер, все тренинговые процедуры и участники по отношению друг к другу должны быть источником поддержки для участника – это мысль все время сидела во мне где-то глубоко, но сейчас развернулась и осозналась ! Не только обучающая, но и пост-обучающая среда должны при помощи тренера быть благоприятными для того, чтобы участник мог успешно и без проблем внедрять новые модели в свою практику.

Читая эту мысль, я вспомнила своего любимого учителя  Татьяну Грязнову, которая не уставала задавать на тренингах и коуч-сессиях вопросы:

– Что первое, самое простое ты сделаешь для своего результата?

– А что тебе может помешать?

– Какие у тебя есть ресурсы, чтобы избежать помех?

– Как ты их используешь?

Шкафчик

картинка 1_шкаф

Цитата: «Не просто сообщайте слушателям информацию, но помогайте им организовать и упорядочить свои знания».

Сколько раз вы, опытные тренеры, слышали на подведении итогов тренинга: «Вроде я все это знал, но сейчас «оно» разложилось по полочкам»?

Участники, по моему опыту, часто не замечают, как в их «шкафу» оказывается пара новых «рубашек»,  «пальто» и «ботинки» – это значит, что знания внедрены качественно, стали настолько своими, что учащийся не осознает их новизну.  Как этого добиться? Читайте «Искусство обучения»!

Еще раз о СМАРТе, или Для чего всё это?

картинка2

Автор дает некоторое количество табличных выкладок для того, чтобы и Ваш Заказчик мог четко нарисовать образ конечного результата, и Вы сами сформулировали цели тренинга и в отношении знаний, и по части умений, и по разработке самой программы.

Цитата:

«Не переставайте задавать себе вопросы «Почему?» и «Что плохого случится, если они не будут это знать?», чтобы определить настоящую цель обучения…

Два вопроса – «Будет ли слушатель  заниматься этим в реальной жизни?» и «Как определить, что у него это получилось?» – помогут убедиться в том,  что ваши цели имеют смысл и осуществимы».

Что и как они запоминают?

Недавно разбирала с одним тренером из моей команды его достижения и ошибки.

– Мне не хватило групповой динамики, – признал он. – Они не раскрылись полностью, были какие-то заторможенные.

Мало того, что в отсутствие эмоциональной окраски контекста участники  скучают – они при этом еще и плохо усваивают материал. Здесь я хочу провести параллели с рекламой. Те рекламные месседжи, которые будят в потребителях эмоции – запомнятся и принесут рекламодателю доход скорее, чем безэмоциональные. Так же и в обучении – участники тренинга продуктивнее усваивают эмоционально окрашенный материал. Уточнюсь – ими самими эмоционально окрашенный.

Автор книги дополняет это мое знание любопытными выкладками:

Цитата:  «Если эмоциональные контексты обучения и извлечения информации из памяти будут похожи, то слушатель сможет эффективно применять пройденный материал на практике».

Но не только эмоции важны для полноценного извлечения знаний из памяти.

картинка3

Я здесь рассказала только пару моментов, которые меня зацепили. Вся же глава о механизмах памяти в книге обширна и затрагивает множество аспектов как запоминания, так и извлечения информации из памяти.  Полезно прочесть не только тренерам и школьным-вузовским работникам, но и всем-всем-всем, чья деятельность связана с запоминанием и припоминанием больших пластов информации!

Как привлечь их внимание?

В этой главе автор использует два обожаемых мною приема, делая из них «два-в-одном»: метафора и сквозной персонаж.

картинка 4_слон

С детства мы привыкли считать, что наш «слон», т.е. нерациональные желания, – например,  поспать, когда надо  готовиться к экзаменам, поболтать с коллегой, когда надвигается дедлайн проекта,  съесть шоколадку в разгар диеты – нечто плохое, постыдное, осуждаемое.

Соответственно, когда участники тренинга вдруг устраивают междусобойчик в разгар полезнейшей дискуссии или включают «дотренинговые» модели поведения при наличии у них всех нужных знаний и умений – тренер порой испытывает досаду и желание пристыдить «двоечников».  Автор книги рассматривает  «слона»  как нечто априори присущее человеку, как нормальную защитную реакцию психики – и подробно рассказывает, что и как с этим делать.

К слову о мотивации на «включение» участников в обучение и формирование нового умения. Очень впечатлила одна мысль.

картинка5

***

Не стану больше  «сдавать» вам все секреты этой книги и отдельных ее глав.  Честное слово – в каждой главе «Искусства обучать» в разы больше пользы, чем я здесь  представила. Меня зацепили одни вещи, а вам покажутся находками совершенно другие.  Проскучав на первых трех главах и «включившись» на середине, я дочитала книгу – и  вернулась к ее началу. И – о чудо! –  нашла там такие крупные жемчужины, которые сразу и не заметила.

Кстати, выбрав для начала самые красивые, я отложила несколько других жемчужин в коробочку и убрала ее на полку своего книжного шкафа. Не всё сразу! Вернусь к ним, чтобы как следует освоить, немного позже.  Книгу не просите – она у меня в работе.

49 ответы

Обратные ссылки & Пинги

Комментарии закрыты.