Краткий экскурс в книгу Д.Дирксен «Искусство обучать»
Тренеры меня поймут – за эту книгу я ухватилась двумя руками и не хотела отпускать. Не так много актуальной литературы сегодня написано для тех, кто обучает взрослых.
Начав читать, я слегка заскучала: все те же истины – безусловно правильные и полезные, которым меня учили в Школе тренеров, но ничего нового для меня не представляющие. На первой трети книги я решила, что она – находка для начинающих тренеров, а также для школьных учителей и вузовских преподавателей, кто ищет новые подходы к обучению.
Но на второй половине я круто изменила свое мнение.
Давайте пройдёмся по содержанию книги, чтобы оценить, сколько в ней ценного: и для тех, кто только начинает свой путь в обучении через практику, и для тренеров с опытом.
Путь ученика
Две важные мысли схватила я в этой главе:
- только практика
- никак без мотивации.
Цитирую:
«Истинны или ложны следующие утверждения:
Если рассказать человеку о вреде курения, он перестанет курить;
Тот, кто посещает занятия по менеджменту, станет хорошим менеджером;
Тот, кто записался на очень эффективный курс по веб-дизайну, станет прекрасным веб-дизайнером…»
Обучать надо через практику – это знает каждый начинающий тренер.
Обучающая среда, сам тренер, все тренинговые процедуры и участники по отношению друг к другу должны быть источником поддержки для участника – это мысль все время сидела во мне где-то глубоко, но сейчас развернулась и осозналась ! Не только обучающая, но и пост-обучающая среда должны при помощи тренера быть благоприятными для того, чтобы участник мог успешно и без проблем внедрять новые модели в свою практику.
Читая эту мысль, я вспомнила своего любимого учителя Татьяну Грязнову, которая не уставала задавать на тренингах и коуч-сессиях вопросы:
– Что первое, самое простое ты сделаешь для своего результата?
– А что тебе может помешать?
– Какие у тебя есть ресурсы, чтобы избежать помех?
– Как ты их используешь?
Шкафчик
Цитата: «Не просто сообщайте слушателям информацию, но помогайте им организовать и упорядочить свои знания».
Сколько раз вы, опытные тренеры, слышали на подведении итогов тренинга: «Вроде я все это знал, но сейчас «оно» разложилось по полочкам»?
Участники, по моему опыту, часто не замечают, как в их «шкафу» оказывается пара новых «рубашек», «пальто» и «ботинки» – это значит, что знания внедрены качественно, стали настолько своими, что учащийся не осознает их новизну. Как этого добиться? Читайте «Искусство обучения»!
Еще раз о СМАРТе, или Для чего всё это?
Автор дает некоторое количество табличных выкладок для того, чтобы и Ваш Заказчик мог четко нарисовать образ конечного результата, и Вы сами сформулировали цели тренинга и в отношении знаний, и по части умений, и по разработке самой программы.
Цитата:
«Не переставайте задавать себе вопросы «Почему?» и «Что плохого случится, если они не будут это знать?», чтобы определить настоящую цель обучения…
Два вопроса – «Будет ли слушатель заниматься этим в реальной жизни?» и «Как определить, что у него это получилось?» – помогут убедиться в том, что ваши цели имеют смысл и осуществимы».
Что и как они запоминают?
Недавно разбирала с одним тренером из моей команды его достижения и ошибки.
– Мне не хватило групповой динамики, – признал он. – Они не раскрылись полностью, были какие-то заторможенные.
Мало того, что в отсутствие эмоциональной окраски контекста участники скучают – они при этом еще и плохо усваивают материал. Здесь я хочу провести параллели с рекламой. Те рекламные месседжи, которые будят в потребителях эмоции – запомнятся и принесут рекламодателю доход скорее, чем безэмоциональные. Так же и в обучении – участники тренинга продуктивнее усваивают эмоционально окрашенный материал. Уточнюсь – ими самими эмоционально окрашенный.
Автор книги дополняет это мое знание любопытными выкладками:
Цитата: «Если эмоциональные контексты обучения и извлечения информации из памяти будут похожи, то слушатель сможет эффективно применять пройденный материал на практике».
Но не только эмоции важны для полноценного извлечения знаний из памяти.
Я здесь рассказала только пару моментов, которые меня зацепили. Вся же глава о механизмах памяти в книге обширна и затрагивает множество аспектов как запоминания, так и извлечения информации из памяти. Полезно прочесть не только тренерам и школьным-вузовским работникам, но и всем-всем-всем, чья деятельность связана с запоминанием и припоминанием больших пластов информации!
Как привлечь их внимание?
В этой главе автор использует два обожаемых мною приема, делая из них «два-в-одном»: метафора и сквозной персонаж.
С детства мы привыкли считать, что наш «слон», т.е. нерациональные желания, – например, поспать, когда надо готовиться к экзаменам, поболтать с коллегой, когда надвигается дедлайн проекта, съесть шоколадку в разгар диеты – нечто плохое, постыдное, осуждаемое.
Соответственно, когда участники тренинга вдруг устраивают междусобойчик в разгар полезнейшей дискуссии или включают «дотренинговые» модели поведения при наличии у них всех нужных знаний и умений – тренер порой испытывает досаду и желание пристыдить «двоечников». Автор книги рассматривает «слона» как нечто априори присущее человеку, как нормальную защитную реакцию психики – и подробно рассказывает, что и как с этим делать.
К слову о мотивации на «включение» участников в обучение и формирование нового умения. Очень впечатлила одна мысль.
***
Не стану больше «сдавать» вам все секреты этой книги и отдельных ее глав. Честное слово – в каждой главе «Искусства обучать» в разы больше пользы, чем я здесь представила. Меня зацепили одни вещи, а вам покажутся находками совершенно другие. Проскучав на первых трех главах и «включившись» на середине, я дочитала книгу – и вернулась к ее началу. И – о чудо! – нашла там такие крупные жемчужины, которые сразу и не заметила.
Кстати, выбрав для начала самые красивые, я отложила несколько других жемчужин в коробочку и убрала ее на полку своего книжного шкафа. Не всё сразу! Вернусь к ним, чтобы как следует освоить, немного позже. Книгу не просите – она у меня в работе.
Обратные ссылки & Пинги
single free dating sites for sex https://freewebdating.net/
online dating personals https://freedatinglive.com/
our time dating website login https://allaboutdatingsites.com/
best online dating https://datingwebsiteshopper.com/
dating team https://onlinedatinghunks.com/
100% free dating sites no fees https://sexanddatingonline.com/
tinder dating site log in https://free-dating-sites-free-personals.com/
best singles sites https://jewish-dating-online.net/
dating website free https://jewish-dating-online.net/
free dating sites online https://freewebdating.net/
coursework project https://courseworkdomau.com/
coursework science https://buycoursework.org/
design technology coursework https://teachingcoursework.com/
coursework plagiarism https://coursework-expert.com/
degree coursework https://courseworkinfotest.com/
custom coursework writing https://mycourseworkhelp.net/
coursework papers https://writingacoursework.com/
coursework resources https://courseworkninja.com/
coursework help uk https://brainycoursework.com/
3hamburg
help with writing paper https://studentpaperhelp.com/
buy resume paper https://ypaywallpapers.com/
online paper writing service https://premiumpapershelp.com/
best online paper writing service https://papercranewritingservices.com/
how to write my paper https://writemypaperquick.com/
cheapest paper writing service https://mypaperwritinghelp.com/
help me write a paper https://buyessaypaperz.com/
finished custom writing paper https://writingpaperservice.net/
buy literature review paper https://cheapcustompaper.org/
buy a paper online https://researchpaperswriting.org/
write my sociology paper https://top100custompapernapkins.com/
best paper writing services https://doyourpapersonline.com/
do my papers https://write-my-paper-for-me.org/
college paper writing service reviews https://writepapersformoney.com/
write my statistics paper https://paperwritinghq.com/
paper writers college https://uktermpaperwriters.com/
buy a paper online https://sociologypapershelp.com/
help writing college papers https://term-paper-help.org/
random gay video chat https://gaymanchatrooms.com/
gay free chat https://gayinteracialchat.com/
geek gay chat https://free-gay-sex-chat.com/
free gay web cam chat rooms https://gaymusclechatrooms.com/
gay chat apps for pc https://gaychatnorules.com/
chat gay de jovenes buscando maduros https://gayphillychat.com/
random gay webcam chat https://chatcongays.com/
free gay chat line phone numbers https://gaychatspots.com/
anonymous gay cam chat https://gaychatcams.net/
miami downtown chat gay https://newgaychat.com/
1international
Комментарии закрыты.