При написании этой статьи
не пострадал ни один трудный участник.
Что есть главный кошмар любого тренера? Это, конечно, участники, к которым применим эпитет «трудные»: те, чьё поведение для тренера является нежелательным. Это выскочки, почемучки, якалки, вредины, тихони, тугодумы… Перечень можно продолжать бесконечно, навешивая новые и новые ярлыки, создавая все новые и новые классификации.
Уже не первый год ко мне обращаются молодые тренеры с вопросом о моих методах работы с трудными участниками. Каждый раз я добросовестно описываю свои тренинговые кейсы и рассказываю, как я с этим работаю.
Пришло время раскрыть основной секрет работы с участниками тренинга, чье поведение повергает тренеров в ступор.
Моё глубокое убеждение: лучше проблему решать не здесь и сейчас, а предусмотреть варианты развития заранее. Откуда выскакивают выскочки? Что из себя представляет «я» якалок? Почему так тих тихоня? Откуда столько «почему» у почемучки? Где источник вреда у вредины? ..
Основные вопросы, которые тренеру следует себе задать – о первопричинах трудностей, которые несут с собой трудные участники.
Умник.
Веду тренинг переговоров у фармацевтов в далёком северном городе. Всё в нём не так, как у нас: и климат, и архитектура, и, на первый взгляд, люди. Однако же первая сложная ситуация всё ставит на свои места. Люди те же. Авторитетный участник – врач по образованию, к тому же постарше остальных – в ответ на инструмент заявляет:
– Да ну! В нашем менталитете это не работает!
Уффф! Всё идёт по предсказуемому сценарию.
– Да? А что, по вашему опыту, работает в здешнем менталитете?
– Связи! Здесь у каждого свой собственный круг партнёров: родственники, близкие друзья, друзья друзей – и влезть в этот круг практически нереально!
– Отлично! А откуда у ваших клиентов берутся эти связи?
– Ну я же сказал: родственники, или по рекомендации от родственников/друзей приходят. Просто так, с улицы, не влезешь в партнёры и тем более поставщики, там все свои.
– Согласна! А кого эти «родственники» рекомендуют? Откуда у них берутся эти «свои»?
– С кем уже работают или кого хорошо знают. Или кого их родные/друзья хорошо знают.
– То есть для того, чтобы получить новых клиентов, важно быть своим для нужных людей?
– Ну а я что говорю!
– Спасибо, Николай! Коллеги, только что Николай нам привел великолепный пример того, как менеджеру по продажам важно строить вокруг себя сеть знакомств. Где бы вы ни были: на вечеринке, на профессиональной конференции, в госструктуре – повсюду в первую очередь необходимо устанавливать контакты и применять подстройки. Именно то, о чем мы с вами говорили в предыдущем модуле!
***
Николай ощущает себя звездой в этом коллективе. Причину мы уже узнали – его более глубокое профессиональное образование и его возраст. Ему важно для «пришельца», каковым является тренер, застолбить свою исключительность. Именно поэтому беседа строится тренером по сути – на выведении мысли о правильности общих закономерностей, а не «исключительности» региона, а по форме – на выявление общего в суждениях участника и предлагаемых тренером инструмениов. То есть этот участник, вступив поначалу в конфронтацию с тренером и его «наукой», в финале оказался как бы поддержавшим тренерскую мысль.
НО! Умный участник, конечно, понял, что его обхитрили. Поэтому, чтобы он не затаил недовольства и был включен в дальнейшую работу, его авторитетность необходимо поддержать – но поддержать без вреда для содержания тренинга.
Вскоре после дискуссии следует игра «Говорящие вещи», где Николай заявляет себя редкой драгоценной монетой, доставшейся ему в подарок от друга. Значит, нужно помочь его партнеру по упражнению развить мысль об исключительности Николая, а также о его умении строить отношения (внимателен к подаркам друзей).
Всё! Дело сделано. Свою порцию необходимого внимания этот специалист получил и понял, что его оценили. Всю оставшуюся часть тренинга он был мне верной опорой.
Общительный.
Бывает так, что участники хотят внимания… не тренера, а друг друга. Настолько, что происходящее на тренинге для них отходит на второй план.
Я – участник конкурса бизнес-тренеров. Веду часовой конкурсный демо-тренинг. Группа довольно большая, сидит полукругом: классическая ситуация, когда у «флангов» есть риск остаться обделёнными вниманием тренера. И на одном из флангов оказываются два Александра, мои коллеги по тренерской работе. В этот момент цеховая солидарность покидает их, и вместо того, чтобы поддержать меня, они начинают оживленно болтать друг с другом и хихикать, как второклассницы, на 90% игнорируя то, что происходит в группе.
Этот случай, а также последующее обсуждение с коллегами такого поведения участников научил меня, что даже в тренинге со взрослыми могут быть приемлемы жёсткие меры. Замечание, рассадка сладкой парочки подальше друг от друга, вплоть до удаления из класса. Одна моя коллега в этом случае ехидненько так говорит:
– Спасибо Саше, что он разговаривает одновременно со мной: мне так нравится, как наши голоса звучат вместе…
***
Моя проблема решилась тогда, когда началась работа в мини-группах. Александры получили возможность наобщаться друг с другом, не мешая остальным участникам. И результат мини-групповой работы, кстати, выдали тоже.
Тихоня.
Всё тот же северный город – в котором для бОльшей части населения русский язык – неродной. При упражнении на знакомство обращаю внимание на девочку, которая говорит тихо, немногословно и ооочень медленно. С ужасом понимаю, что она, скорее всего, очень плохо знает русский. Как же она?.. Как для неё пройдёт тренинг? Ведь он – на коммуникацию! Ведь у нас будет так много сложных слов и выражений!..
Как говорится, в любой непонятной ситуации – «качай попу». То есть займись делом. И я «качаю попу». То есть веду тренинг, но стараюсь при этом говорить небыстро. И с вопросами обращаюсь к этой участнице не меньше (но и не больше!), чем к остальным. Она по-прежнему кратка – но высказывается. Работает в мини-группах, отвечает на вопросы.
Группа раскачивается очень постепенно. Но уже к обеду, как водится, все разошлись, поняли, что дискутировать можно, что ошибки не наказываются и… выясняется, что у моей тихони есть голос. И что русский язык она знает очень даже хорошо!
***
Дорогие тренеры! Как только вы начнете к «проблемному» участнику относиться именно как к проблемному – тут вам и конец. Вы сами тем самым провоцируете его вести проблемно. Помните, что основная задача ваша – научить людей, и сделать это максимально понятно. Заботьтесь о том, чтобы было комфортно и понятно каждому, разговаривайте с участниками соответственно. И вы увидите, как все трудные куда-то поисчезают!
Шутник.
Веду тренинг в соседнем регионе. Тема очень сложная и важная, а участников на тренинг «загнали». Компания из тех, где много «игреков» – такие, знаете, сотрудники, для которых нет ни начальников, ни авторитетов, ни берегов. И один их таких сидит у меня прямёхонько с левого фланга. Тренинг только начался – а он уже успел отпустить несколько шуточек. Без конца ёрничает. Ты такая стоишь, распинаешься о целях тренинга, а он тут же в лоб:
– А кофе-брейк когда будет? Я видел, как нарезали колбасу.
И всё это вроде негрубо, даже как-то по-доброму – но так мешает!..
Его реплики нацелены на то, чтобы поддеть. Зацепить, вывести из себя, проверить на вшивость. Он это делает не из личной неприязни – скорее наоборот, за косички дёргает, как понравившуюся одноклассницу. Обращает на себя внимание.
Поэтому порцию внимания я ему предоставляю – но делаю это ровным, дружелюбным тоном, обозначая, что я его вижу, слышу и понимаю его потребности.
Уже после первого же группового задания участник перестает дёргать меня за косички, включается в активную работу и просто преображается в адекватного серьезного сотрудника.
Асса!
***
Заигрывания и шуточки от участников тренинга – нередкое явление. Чаще они исходят от участников противоположного пола, иногда – своего (ну да, бывают такие люди, которые флиртуют и со столбами, и с автомобилями…). Человек это делает чаще всего «из любви к искусству» и – внимание! – таким образом сигнализирует «ты мне нравишься!»
Делайте выводы, господа и госпожи тренеры! Как вы поступаете с теми, кто… ммм… ну, не приглянулся, но отношения сохранить надо?
Отвлекающийся
Большая группа. Классический правый дальний угол, да ещё и – о ужас! – почти за колонной. А там участник – о ужас! – уткнулся в телефон.
Пока ничего не предпринимаю. Просто держу его в поле зрения. Скоро он поднимает голову, внемлет. Спустя какое-то время замечаю телефон в руках снова.
– Ваня, ты с нами? – как бы между прочим спрашиваю я.
– Да, да, всё в порядке, – уверяет Ваня.
– Мы можем слегка исправить наш круг? – обращаюсь я к соседним участникам. – Мне кажется, у нас тут изгиб назад пошел, и не всем достаточно комфортно сидеть.
Заколонную кривизну исправляем, благодаря чему Ваня оказывается ближе ко мне и больше на виду.
В групповой работе он проявляет себя как эксперт в своей подгруппе.
***
Тренеру следует различать внешнюю и внутреннюю активность участника. Бывает так, что участник много говорит, задает вопросы, бросает реплики… но ничего не выносит с тренинга. Ему важно проявить себя. А другой больше молчит… но насколько «золотым» может быть такое молчание! Ведь он может обдумывать важные находки, идеи, осмыслять кейсы… Не паникуйте раньше времени, если участник ведет себя тихо и даже по ощущениям отвлекается. Иногда надо дать участнику возможность ответить на звонок, даже если приняты правила звонить в перерывах. Ведь звонок может быть настолько важен, что на все время, оставшееся до перерыва, человек будет сидеть как на иголках в ожидании, когда же можно будет позвонить. Как вы думаете, будет ли эффективен такой участник?..
Важный.
Первый тематический модуль тренинга по моей новой – экспериментальной – программе в полном разгаре. Группа открытая, среди участников – и менеджеры, и руководители, и даже владельцы бизнеса. Участники уже перезнакомились, идёт оживлённая дискуссия. Открывается дверь и заходит опоздавший участник. Боже мой, как я боюсь таких!.. Строгий серый костюм, в руках – портфель, вид – такой, знаете… чиновничий.
Персонаж с портфелем важно проходит в класс, занимает свободное место. Ну, думаю, сейчас начнется… Умничанье, важничанье, дотошность по полной программе.
***
Как же порой бывает обманчиво первое впечатление! Алексей оказался действительно дотошным умником. В самом хорошем смысле этого слова! Абсолютная корректность в высказываниях, умение лидировать без унижения других – тоже авторитетных персон, желание и умение брать новое… Я очень благодарна этому «персонажу с портфелем» за науку о том, что никогда нельзя подходить к людям – тем более к участникам своего тренинга – с заготовленной заранее меркой.
____________________________________________________________________________________
Внимание и еще раз внимание! Уделяйте внимание своим участникам – они в первую очередь люди со своими потребностями. А вы – тренер – здесь фигура самая значимая, в каком-то смысле даже архетипичная (вы и Мудрец, и Женщина, и Отец) – значит, и потребности все будут транслироваться именно вам! Главное – чтобы внимание уделялось Взрослому с позиции Взрослого. Это залог и хороших отношений с участником, и его эффективной работы на вашем тренинге.
Обратные ссылки & Пинги
international dating sites https://freewebdating.net/
pof dating app https://freedatinglive.com/
datjng sites https://allaboutdatingsites.com/
eu mature https://datingwebsiteshopper.com/
free online dating and personals https://onlinedatinghunks.com/
online date https://onlinedatingsuccessguide.com/
dating sites free https://onlinedatingsurvey.com/
dating best sites https://sexanddatingonline.com/
tinder dating https://free-dating-sites-free-personals.com/
online date https://jewish-dating-online.net/
asien dating online https://jewish-dating-online.net/
worldwide internet dating https://freewebdating.net/
coursework writers https://courseworkdomau.com/
coursework writers https://buycoursework.org/
coursework website https://teachingcoursework.com/
coursework writing help https://coursework-expert.com/
coursework help university https://courseworkdownloads.com/
custom coursework https://mycourseworkhelp.net/
coursework plagiarism checker https://writingacoursework.com/
database coursework https://courseworkninja.com/
2improved
professional college paper writers https://studentpaperhelp.com/
buy paper online https://ypaywallpapers.com/
buying paper https://premiumpapershelp.com/
best online paper writing service https://papercranewritingservices.com/
buy papers for college https://essaybuypaper.com/
help writing college papers https://writemypaperquick.com/
buy cheap paper https://buyessaypaperz.com/
best college paper writing service https://writingpaperservice.net/
help writing paper https://cheapcustompaper.org/
https://researchpaperswriting.org/
who can write my paper for me https://top100custompapernapkins.com/
custom paper writing service https://doyourpapersonline.com/
order papers online https://write-my-paper-for-me.org/
pay to do my paper https://writepapersformoney.com/
pay to write a paper https://paperwritinghq.com/
papers writing help https://uktermpaperwriters.com/
gay chat room cam https://gaymanchatrooms.com/
gay smegma chat https://gayinteracialchat.com/
gay page chat roulette https://free-gay-sex-chat.com/
live gay chat https://gaymusclechatrooms.com/
free gay chat fcn free chat network https://gaychatnorules.com/
gay webcam chat software https://gayphillychat.com/
chat random gay https://chatcongays.com/
gay chat cam chat https://gay-live-chat.net/
ontario calif gay chat room https://gaychatspots.com/
gay chat roul https://gaychatcams.net/
first time gay chat https://newgaychat.com/
2america
Комментарии закрыты.