Отпуск хорош тем, что можно без угрызений совести тратить время на книжки – не только те, которые надо, но и те, которые хочешь.

Малая толика клептоманских наклонностей есть, наверное, у каждого из нас.  Тырить файлики и скрепки на работе – национальная русская забава. В далёкой юности, сознаюсь, я подрезала пару книг из библиотеки. Сейчас мне очень стыдно, но меня извиняет то, что тырила я исключительно интеллектуальный продукт. Пусть бросит в меня камень тот, кто ни разу ничего и ниоткуда… ни чужой ручки, ни пятиминутки чужой жизни.

В общем, когда мне в руки попалась книжка «Кради как художник», я возликовала. Оказывается, воровства можно не только не стыдиться, но еще и возвести его в ранг художеств.

обложка

Стало любопытно, что это за пропаганда плагиата такая? А в том, что пропагандировать будут именно плагиат, я не сомневалась. И даже стала строить догадки: наверное, они будут учить плагиату творческому – это когда что-нибудь копируешь, но при этом творчески перерабатываешь, чтобы незаметно было, что свистнул. А что? Очень даже неплохая идея. Даже Пушкин вон не стеснялся «заимствовать»  (да, так это называется… на эзоповом языке) сюжеты. А некоторыми позаимствованными и вовсе разбрасывался направо и налево – Гоголю дарил, к примеру.

Мне, девочке-отличнице, во всех смыслах положительной, недюжинных усилий стоило сегодняшнее признание в клептоманстве. И когда есть социальное подтверждение в виде толстой книжки уважаемого издательства тому, что не одна я такая – это, знаете ли, очень сильно облегчает совесть.

Цитата из книги:

«…если люди называют что-то «оригинальным», то в девяти случаях из десяти они просто не вычислили источник заимствования».

***

В общем, я была права. Некий художник Остин Клеон таки раздает советы, как, копируя то лучшее, что хочется скопировать, можно развить собственный профессиональный стиль.

остин

Славная книжка. Про воровство только одна глава. Название коммерческое и провокационное, прямо классика продающего заголовка!

По сути книга – о том, как получать удовольствие в профессии и полностью в ней реализоваться.  Этап копирования – только один из этапов профессионального взлёта.

Знаете, на отдыхе в теплой азиатской стране я старалась не вспоминать о работе. Основной задачей отпуска было как следует разгрузить мозги от дел. И, тем не менее, эта книжка о тех профессиональных вопросах, которые на данный момент меня очень волнуют – не отторгалась. Она здоровски исполнена – легко и непринужденно. Эдаким хулиганским шрифтом на картинках и схемах «а-ля от руки», что сильно облегчает восприятие серьезных вещей.

Не могу удержаться от рефлексии. Читая книгу, словила такое явление: запоминаются лучше те вещи, которые уже до этого тобой осознаны, ну хотя бы наполовину. К примеру, я люблю размышлять с ручкой и блокнотом, писать руками, а не мышкой-клавой. И только когда мысль на 80% выношена – переношу это в компутер. Автор книги дает совет – «Старайтесь все делать руками».

юusehands

И тут я, внимание – каламбурчик! – двумя руками буду делать «за». Вот даже пожилым людям рекомендуют, чтобы дольше оставаться в здравом уме, почаще писать от руки.

А вот то, что тобой не выношено, не осмыслено и не принято эмпирически – по итогу прочтения книги как-то ускользает, отходит на второй план. К примеру, совет «Пишите письма кумирам» как-то не дошел до меня. Зачем? Кому это надо? А совет «собирайте хвалебные отзывы» вызвал чувство… такое, смешанное чувство. Как их собирать? Вот мы собираем отзывы и благодарности от клиентов, но чаще всего к этой мысли людей надо подталкивать, а то и откровенно просить: «А не напишете ли вы отзыв о нашей работе?» Или так: «Мы рады, что вам понравилось. Может быть, для вас несложно будет это оформить на вашем фирменном бланке?»

Прося отзывы и побуждая моих сотрудников их просить, я чувствую себя неловко. Но что поделаешь – в нашей культуре заведено громко и с удовольствием ругать и раздавать претензии, а вот слова одобрения – дефицит…

вычитать

Очень нравится мысль о ценности побочных продуктов. Я знаю, что некоторые мои знакомые уже пожинают весомые побочные плоды своей основной деятельности. Я тоже на этом пути. Из моего блога выкристаллизовывается отличный побочный продукт!

Вот еще отличная мысль из книжки: Преодолеть творческий ступор довольно просто – нужно ограничить самого себя. Не правда ли – мило, просто и в самую точку? Это всего лишь миф, что полная и безграничная свобода окрыляет и придает творческого импульса. Когда нет коридора  и выбор бесконечен, как в знаменитом маркетинговом эксперименте про джемы – разворачиваешься и уходишь несолоно хлебавши.

скучными

А сейчас я пойду и заведу себе календарь. Такой, знаете, где большой промежуток времени постепенно убывает путем зачеркивания дней.

календарь

То же самое можно сделать и с большой задачей: разделив ее на маленькие, делать каждый день что-то для достижения Большой Цели. И дни, в которые реально что-то сделано – зачеркивать. А те, в которые ничего не делалось – оставлять незачеркнутыми. Но вообще-то по такой методе незачеркнутых дней быть не должно. Это как японский кайдзен – идея постепенных и неустанных улучшений, помаленьку, шаг за шагом, не останавливаясь. Календарь с зачеркиваниями нужен для наглядности. Это средство не только негативной мотивации (аааа, у меня остались 2 незачеркнутых дня, я тунеядец!), но и позитивной – видно, как постепенно накапливаются усилия, как постепенно достигается результат.

У меня даже есть красивый ежик для такого календаря.

ежик