Второй раз я выигрываю номинацию в Конкурсе бизнес-тренеров «Соавтор успеха». Говорят, что самое приятное – когда людям вокруг кажется, что ты – специалист «от бога», или что ты была «в ударе» – как будто получилось все легко и непринужденно, само собой. Рраз – и прыгнула невесомо и легонько. Или с порхающей на устах улыбкой крутишь фуэте.
Жизнь, как водится, прозаичнее того балета, что происходит на сцене, и за каждым признанием стоит большая работа. Уж простите, если кого-то разочаровываю. Как сказал Марк Твен, «мне обычно требуется больше трех недель, чтобы подготовить блестящую импровизированную речь».
Когда я первый раз шла на Конкурс, у меня была неистощимая масса вопросов о том, что и как следует делать, чтобы победить. Потому что, какие цели бы ни оглашались – «прокачать программу», «проверить себя», «получить новых клиентов» – все равно есть одна главная и общая цель всех участников – победить! И это правильно!
Сегодня, когда у меня в руках «Лучшее продвижение тренинговых услуг» и желанное всеми конкурсантами «Мастерство ведения тренинга», я чувствую себя вправе и даже где-то обязанной поделиться секретами победы.
- Конкурсный тренинг – это не совсем обычный тренинг. Здесь за час вы должны продемонстрировать столько же, сколько порой демонстрируете участникам тренинга за весь тренинговый день. Да-да, это правила игры, и их надо принимать. И часовую конкурсную демку надо насыщать ВСЕМ, чем славится тренинг как формат обучения: и играми, и дискуссиями, и мини-лекцией, и возможностью участников приобрести практический опыт…
Учитывая, что это КОНКУРС, выбирать на демо-тренинг надо заведомо выигрышную тему, которая по опыту отлично «заходит» на группы.
- Кстати о теме. Она должна быть универсальной – интересной не узкому кругу специалистов, а многим людям. Вы же не знаете, кто придет, какие люди с улицы.
- Если ваша специализация такова, что «общечеловеческую» тему не найти – сделайте свою узкопрофессиональную тему таковой. Очень понравилось, как поступила со своей темой о ресторанном сервисе Маша Евсеева – предложив участникам сформировать перечень требований к профессии официанта, опираясь на свой клиентский опыт.
- Работайте не для жюри, а для участников. Работайте тренинг как обычный заказной тренинг, за который вам платит заказчик и ждет практической пользы. И за который вам потом, между прочим, перед этим заказчиком ответ держать. Проявляйте заботу об участниках, их удобстве, понимании ими материала и цели, к которой вы их ведете. Жюри в формате вашей демки должно остаться «за кадром». Совсем.
- Уж сколько раз твердили миру… про ресурсное состояние. Вообще любой тренинг и выход на публику следует проводить в ресурсном состоянии.
Что такое ресурсное состояние? Некоторые называют это драйвом – когда процесс «пошёл-пошёл-пошёл», и ты прямо чувствуешь, как он идёт, и получаешь от этого огромное удовольствие и адреналин. Вопрос – как в это ресурсное состояние попасть? Думаю, вам надо прислушаться к себе – и ответ придет сам. Меня лично очень «заводят» какие-то профессиональные находки и приёмчики, которые я тут же применяю. Идейки, которые в результате долгого «варения» в моей голове выкристаллизовываются – и тут же реализуются. «Фишки»- «фантики» -«конфетки», которые удается вклинить в тренинг и с их помощью решить какие-то задачи.
- Первое впечатление. Во многом оно формируется не для участников и не для жюри, а для… вас самих.
Если вы удачно выступили на вводной части, где проводится минутная самопрезентация, если у вас получилось показательное вступление в демку – ресурсное состояние наполовину обеспечено. Организаторы обычно основной задачей самопрезентации ставят привлечение как можно большего количества участников здесь и сейчас именно на вашу демку. Но правда такова, что количество пришедших участников никак не влияет на итоговые результаты, разве что косвенно. А то, насколько легко, красиво, с изюминкой вы «войдёте» в мероприятие – значительно облегчит ваше же состояние. За минуту можно сделать очень мало! Не отвлекайтесь на свои регалии – расскажите занятную историйку (так всегда советует один из конкурсантов – тренер по ораторскому мастерству Иван Журавлев), приведите красочную метафору по сути вашего демо-тренинга (Аня Бондарчук, к примеру, провела аналогии между мотивацией сотрудников и заправкой машины бензином: подберешь «не то» – и «ездить» не будет), вовлеките зал во взаимодействие (но делать это надо очень грамотно, и с привязкой к теме, и предусмотрев разные варианты реакции людей).
Если тему впечатлений развить немного дальше, то конкурсная демка – это не тот случай, когда «процесс забудется – продукт останется». Здесь показательное выступление, здесь вы больше играете на процесс (не забывая о результате, ведь ваш тренинг оценивает экспертное жюри!).
- Готовьтесь к неожиданностям. И снова Марк Твен, и снова импровизация, отработанная в 3 недели! Вы готовы к тому, что на ваш тренинг придет не 12 человек, как вы задумали (и соответственно запланировали работу по подгруппам), а 30?
А если придут 4 человека? Вы знаете, что делать, если среди участников обнаружится вредина? А если 2-3 вредины?
Вы можете спрогнозировать, какие вопросы будут заданы участниками по теме и за ее рамками? Вы знаете, что делать с этими вопросами здесь и сейчас? Вы сможете работать, если вдруг в разгар вашей демки погаснет свет, отрубив вам возможность опираться на заготовленные слайды? А если у организаторов не хватит маркеров или «крякнет» удлинитель?
- Ох… Как это ни скучно и ни банально звучит – тщательная подготовка. Тщательная – значит тщательная. Такая, знаете, тща-тель-на-я. Чтобы потренироваться «на кошках» в раздаче инструкций (понятны ли?), прогнать хронометраж (удается ли впихнуть невпихуемое?), послушать, как ты звучишь (примерить интонации и словечки, отрепетировать жесты), прикинуть подводные камни каждого этапа и вообще сложить кроссворд (это на заре моей СМИшной юности был случай, когда по недосмотру в газету поставили сетку от одного кроссворда, а вопросы – от другого… Звонит один дедок к нам в редакцию и говорит: – Милая, тут у вас с кроссвордом что-то не то. Всё разгадал, а одно словечко ну никак не встаёт…). Возможно, кому-то это покажется излишней дотошностью, но я до сих пор прогоняю вслух некоторые фрагменты своих будущих тренингов. Так вернее заметишь нестыковки и найдешь верные формулировки. Обязательно ли делать это для вашего конкурсного тренинга – решайте сами.