Не успев дописать книгу после игры в «Каузальный интеллект», я окунулась в новую транформационную игру.
Если Вы спросите – чего ради? – то я отвечу – из любопытства. В детстве недоиграла, новых жизненных впечатлений захотелось, а впрочем, еще и из профессионального любопытства: там транформация, и я работаю в транформациях сфере развития людей – захотелось узнать, можно ли это использовать в своей работе.
Собрались мы – 4 серьезных девочки и мастер-игротехник. Больше 4-х человек игротехник в игру не берет, так как в ходе игры проводится глубокая работа с каждым из участников, и взять толпу – означает потерять глубину проработки. Впрочем, как я поняла, может быть и исключение, если в Метафорию играют представители одной компании и с помощью игры прорабатывают какую-нибудь внутрикорпоративную проблему.
В игру надо приходить с вопросом, на который хочешь выработать ответ (я считаю, что именно так – выработать, а не получить сверху – потому что в ходе игры игроку предстоит ответить на ряд оччень непростых вопросов, касающихся его задачи). Или с какой-то жизненной проблемой, которую сложно решить самому. С каким-то выбором, который пока непонятно, как делать. Если вы пришли без такого вопроса – то, думаю, игротехник что-то вам предложит и как-то справится с ситуацией, но честное слово – в разы интереснее и продуктивнее играть, если вы работаете над своей «горячей» задачей!
Я взяла для проработки тему, которая, возможно, знакома многим читающим этот пост: что делать с прессом многочисленных «надо» в жизни, которые сильно загромождают голову и мешают наслаждаться жизнью?
Как проходит сама игра?
Первым делом ты «выгружаешь» – то есть озвучиваешь свою проблему, и ведущий просит тебя изобразить эту проблему в виде метафоры на листе бумаги. У меня получился симпатичный такой здоровенный черный пресс, который давит на мою сплющенную голову. Не привожу здесь изначальный рисунок, потому что попросту не сделала фото, а в итоге метафора претерпела серьезные изменения (что и является задачей игры).
Дальше ты начинаешь «ходить» на игровом поле. Есть и кубик, и фишки, и шаги – все, как в большинстве настолок. Игровой мир построен на методе спиральной динамики. В этом я не сильна, поэтому объясню поверхностно. Развитие любой системы – человека ли, профессионала ли, организации ли – идет поэтапно. Первый этап – выживание и безопасность. Второй – этап мистики, богов и рода. Третий – силы и агрессии. Четвертый – структур и систем. Ну и так далее.
Этап за этапом ты проходишь игру, делая ходы, попадая на карточки и отвечая на вопросы, которые на них написаны. Вопросы ставятся исходя из того этапа, который ты проходишь. К примеру, на этапе «мистики» ты можешь получить вопрос: Если бы все твои предки дали тебе какой-то особый дар – то какой бы это был дар?
Здесь хочу подарить лайфхак от себя. Чтобы эффективнее проработать свою проблему, отвечайте не только на те вопросы, которые достались лично вам, но и на те, что выпадают другим игрокам. Одно из мощных озарений по моей проблеме ко мне пришло именно на чужом вопросе.
Важно то, что в ходе игры и ответов на вопросы метафора постепенно трансформируется. К ней пририсовываются новые детали, старые могут удалиться, переместиться или видоизмениться. К примеру, мой изначальный черный пресс как-то незаметно стал зефирным, к нему появились подпорочки, в мир вокруг обрел объем и детали.
Еще один важный и для меня – ключевой – момент. В игре очень здорово налажено взаимодействие между игроками, в отличие от Каузального интеллекта, где ты практически варишься сам. Не найдя ответа на выпавший тебе вопрос, ты можешь попросить «помощь зала». Есть вопросы, где важно дать ответ не самому, а спросить у других игроков. Все метафоры выложены лицом наружу. И каждый игрок видит твою метафору и то, как она видоизменяется. Кто-то может увидеть в твоей метафоре важную вещь, которую не увидел ты сам, и тем самым дать тебе мощную подсказку или натолкнуть на важную мысль.
Результаты игры для меня:
- Я наконец-то начала структурированно и осознанно заниматься важной для меня проблемой.
- Я осознала, откуда у проблемы «ноги растут».
- Я поняла, что пресс «надо» – это не только моя проблема, но и движок.
- Я увидела, что может служить спасением от пресса.
- Игра уже закончилась, а меня продолжают «догонять» идеи.
Кстати! Приятным бонусом к игре является этап «заземление метафоры». На специальной площадке организуется взаимодействие игроков в течение 21 дня после игры. Ежедневно игротехник выкладывает по одному вопросу, на которые надо найти ответ. Эти вопросы нацелены на то, чтобы ваша работа над проблемой не осталась в игровом пространстве, а вышла «на землю» – то есть в вашу реальную жизнь.
Если соберетесь играть – запланируйте не меньше 3 часов времени и запаситесь силами. Это и правда непросто – вопросы идут один другого сложнее и глубже, и нужны недюжинные силы, чтобы с этим результативно справиться. Если вы пришли поразвлечься – понадобится просто хорошее настроение и здоровое любопытство.