Фишки живого текста

Замечали такое дело? Бывает, подготовишь письменную презентацию проекта, все причешешь, детализируешь, проверишь, оформишь…  Приносишь ее заказчику или там начальнику, горделиво кладешь ему на стол, а он поднимает голову и говорит:

– Ты мне лучше сама расскажи…

Почему так происходит?

Мало кто умеет писать так же легко, как дышать и говорить. Тем более – на профессиональные темы. Чем продираться через дебри отраслевого жаргона, сложноподчиненных фраз и непростых логических построений – лучше выслушать настоящего живого человека.

Но куда же мы без текстов? Поэтому давайте разбираться, как сделать свой контент  увлекательным и доходчивым  – не теряя при этом глубины мысли.  Даже статьи на профессиональные темы: от грузоперевозок до защиты систем связи – могут и должны быть захватывающими.

Готовясь писать этот материал, я стала выписывать все фишки живого интересного текста на карточки. Одна карточка – одна фишка. Получилась подборочка довольно разношерстных идей. Поэтому я решила объединять карточки по тематическим группам.

Получилось 3 категории:

  • Фишки содержания

  • Фишки языка и стиля

  • Фишки оформления

Я исхожу из того, что вам уже есть что сказать по своей теме, и не буду останавливаться на том, как выкристаллизовать идею материала. Речь здесь пойдет именно о том, как эту идею подать наиболее выгодно: живо, ярко, понятно.

present

Ваш материал должен не только быть крутым по содержанию, но и по форме выглядеть как подарок в нарядной коробке

Начнем с содержания.

Фишка 1. Вкусный майонез? Нет, семейное счастье!

Замечали, как хитро иной раз поступают рекламщики – те, которые пишут сценарии роликов на ТВ? (Да, я верю, что вы иногда все-таки заглядываете в ящик. 🙂 Рекламируют какой-нибудь майонез, но подают его через идею семейного счастья. Рекламируют энергетический напиток, а сюжеты роликов крутятся вокруг драйва и активного образа жизни.

Так что, если ваш текст о грузоперевозках, подумайте: может, он будет о городах и странах, которые повидает вещь клиента, прежде чем водрузится на свое законное место?..

Фишка 2. Как пожар-то начался?

Гуляет по интернету видео, в котором корреспондент берет интервью у тетки-пьянчужки. Этот сюжет – о пожаре, и корр пытается узнать, как пожар начался.

Развеселая героиня сюжета отвечает:

– Сейчас я тебе все расскажу! – и без конца отвлекается на перипетии своей жизни, успев поведать и о своем любовнике, и о прошедшем вечере с напитками, и о том, что она незаконнорожденная дочь академика Королева.

– А как пожар-то начался?! – все время вопрошает корреспондент.

Возвращайте и себя к этому вопросу, когда пишете текст, и не отвлекайтесь.

Фишка 3. Случилась тут со мной история…

Сравните 2 зачина:

Меня часто спрашивают…

И

Случилась тут со мной одна история…

Коротенькая история – великолепная штука для того, чтоб зацепить внимание аудитории.

Но не одними зачинами исчерпывается польза сторителлинга. Сами знаете – часто эффективнее привести для подкрепления своей мысли  какой-то случай из жизни. К примеру, можно до бесконечности рассуждать о том, чем плоха доморощенная организация корпоративов, а можно рассказать от первого лица event-менеджера внутреннюю кухню организации большого праздника, чтобы тот, кто нужно, схватился за голову и сказал:

– Нанять профессионалов!

srory

Ваша история в статье будет как конфета в коробке…

 

Фишка 4. Вот что происходило, когда я писала эту статью…

Знаете, я не просто так вам рассказала, как работаю с карточками (см. выше). Во-первых, это тоже фишка работы с текстом. Во-вторых, это прием, позволяющий создать у читателя чувство сопричастности к созданию статьи. Вплоть до того, что читатель может прямо тут же, не прерывая чтения, начать делать то же самое, что и вы.

Этот прием для себя я называю так: «Вот что происходило, когда я писала статью».

Пока я писал этот материал, в путь отправились две 13-метровые фуры, увозя в себе… что там они увозят?

Разновидностью этой фишки является прием, когда вы рассказываете последовательно и подробно свой кейс, по следам которого и написан материал.

Фишка 5. Не наводите порядок в шкафу, в жизни, в голове!

Вот выбешивают меня советы из серии «Наведите порядок. В шкафу, в жизни, в голове». Не только своей глупой назидательностью выбешивают (ага, никто же не знает, что лучше жить в порядке, чем в бардаке), а отсутствием конкретики.

Знаете, почему все никто не выполняет, хоть все и лайкают? Да потому что не знают – как его навести в голове, порядок этот?

Пишете материал в стиле «полезные советы» – не ограничивайтесь общими рекомендациями. Дайте пару конкретных понятных инструментов, которые можно сразу взять и применить.

Рассказываете историю? Расцветите ее любопытными детальками, которые сработают на вашу идею.

Фишка 6. Аккуратнее с документальностью.

Часто в стремлении рассказать правдивую жизненную историю и дополнить ее деталями автор увлекается достоверностью изложения. Ваша история должна быть правдивой настолько, насколько она в своей документальности работает на вашу идею. Отсекайте то, что не нужно для поддержки основной мысли. Или даже меняйте по своему усмотрению – вы ведь не новостной репортаж делаете, где во главе угла достоверность.

Продолжим стилем и языком.

Фишка 7. Личность автора.

– Собираюсь стартовать корпоративный блог. От какого лица его лучше всего вести? – спросил меня один мой читатель.

У меня на это всегда один ответ – от первого. И не только материалы в блог, но и профессиональные статьи на другие ресурсы получаются живее, если в них присутствует «я» автора. Это «я» может быть представлено не только подачей от первого лица, но и вкраплениями в текст крупиц любопытной информации об авторе, сделанными к месту. Читатель всегда зацепится за эти крупицы, и это добавит очков вашему тексту.

avtorВот, к примеру, как мы «раскладываем» личность автора в моем интернет-тренинге по блогингу.

Есть и еще один плюс этой фишки. Где в тексте есть «я» – там чаще всего возникает и «вы», а это значит, что материал становится похож на диалог. Вы в книгах что больше любите читать: диалоги героев или описания природы?

Фишка 8. «Давай зависнем в коворкинге, у меня есть лайфхак для стартапа, я уже сделал рисёч…»

То, что профессиональными жаргонизмами нельзя увлекаться – знают все. Есть и  обратная сторона: нельзя полностью от них отказываться, потому что иначе вас всерьез не будут принимать. Нельзя писать живые материалы полностью разговорным языком, но вкрапления трендовых выражений, популярных шуточек сильно украсят вашу статью. Понятно, что цитаты и жаргонизмы надо выбирать с учетом соцдема ЦА. 🙂

Заботьтесь о том, чтобы читатель понимал, о чем конкретно вы говорите. Недавно делали материал в блог с хозяйкой салона цветов. Материал был о правилах выбора цветов и составления букетов. Читаю и спотыкаюсь о выражение «авангардные букеты» в одном из советов. «Авангардные» применительно к букетам – это какие?.. В итоговом варианте появилось разъяснение:  с необычной геометрией  и составом цветов.

Еще пара слов о лексике. Чтобы придать материалу живость и динамичность – используйте больше глаголов. Хотите, чтобы при прочтении складывалось ощущение основательности? Длинные существительные типа «основательность» вам в помощь! Нужно создать атмосферу неторопливого размышления? Используем прилагательные! А вот «лайфхаки» и «стартапы» придадут тексту ритм динамичного и веселого бега с препятствиями.

Фишка 9.   Вопросы.

Вовремя заданный и грамотно поставленный вопрос выполняет в тексте несколько функций:

  • Является крючком для внимания читателя. Особенно полезно для этого использовать вопросы внутри объёмного текста-эссе – когда есть риск, что читатель утомится и потеряет нить ваших рассуждений. В длинных историях, чтобы поддерживать градус внимания, тоже нелишне в переломные моменты повествования вставить вопрос типа:

– Каковы будут ваши прогнозы – куда отправилась наша фура дальше?

  • Вовлекает читателя в диалог с автором. А вовлечение во взаимодействие – это мощный шаг на пути к принятию и запоминанию.
  • Заставляет читателя следовать за авторской логикой.

– А как пожар-то начался? 🙂

  • Придает живости тексту еще и чисто визуально.

question

Все знают про пользу вопросов, вот только почему не так много авторов используют их в своих текстах?

Фишка 10. Понятная логика.

Шоколад делают из какао. Какао – это растение. Следовательно, шоколад – это салат!

Примерно так должны выглядеть ваши логические выкладки в материале. «Варясь» в своей профессиональной тематике, мы многие вещи начинаем воспринимать как само собой разумеющиеся и понятные даже ёжику. Но вот ёжики часто существуют в несколько другой реальности, и логика ваших переходов от одной мысли к другой может для них быть абсолютно непрозрачной.

Что делать? Проверяйте ваши тексты на тех самых «ёжиках». На «кошках». Словом – дайте почитать кому-нибудь. Или, если нет такой возможности, попробуйте прочитать свой текст «глазами» тёти Вали из 55-й квартиры.

Фишка 11. Юмор.

Немного юмора не повредило еще ни одной профессиональной статье. Как использовать юмор? Проверьте – у вас в сундучке должны заваляться несколько приемов:

  • Анекдот или забавная байка, чтобы проиллюстрировать какую-то мысль (см.фишку 3),
  • Смешные авторские словечки-окказионализмы,
  • Стёб и стилистика «вредных советов» (как не надо делать),
  • Юморные иллюстрации,
  • Самоирония…

Уверена, что у любого автора, даже у того, что пишет про грузоперевозки –  найдется пара-тройка приемов, которыми можно дополнить этот список.

humour

А еще лучше – составляйте свой сундучок юморных приемов для профессионального текста.

Закончим формой.

Фишка 12. Диалоги.

Я не буду здесь писать про короткие абзацы и организацию материала в списки – небось и сами знаете. Важно разобраться – зачем это делать?

Да затем, что современный человек читает печатные материалы по диагонали, и автору важно облегчить ему этот процесс.

Сюда же примыкает еще один прием.  Это оформление мыслей а-ля прямая речь. Причем не та, что с кавычками, а та, что с тире в начале строки. 🙂

– А что дает прямая речь? – спросите вы.

– А она визуально и содержательно облегчает восприятие написанного, – отвечу я. – Вспомните, с каким живым интересом в детстве проглатывались страницы «Трёх мушкетеров», на которых были диалоги.

– Даже одна-единственная мысль, оформленная как реплика, делает текст гораздо живее и привлекательнее для читателя!

Фишка 13.  Рефрен.

Какие слова в любой песне самые запоминающиеся? Конечно, это припев, ведь он повторяется два, а то и три раза! Слушаешь, бывает, новую песню, и на третий раз уже и припев вместе  исполнителем подхватываешь. Вот это вовлеченность!..

С текстом то же самое. Рефрен – то есть повтор какой-нибудь детальки содержания – например, 13-метровой фуры  в тексте по грузоперевозкам – создает вкус некой игры автора с читателем, заставляет улыбнуться и нарисовать в своем воображении живую картинку.

Фишка 14. Пунктуация.

Один суворовец, добиваясь исключения, написал диктант совершенно без знаков препинания, но выписал их подряд в последней строке и сделал приписку:

– Знаки препинания, брысь по своим местам!

Нет, этот пункт – не о запятых на своем месте. Живым делает текст не только грамотная расстановка знаков препинания, но и пунктуационное богатство.

Что это значит?

Обучая начинающих авторов, заметила, что у многих очень ограниченный набор знаков в употреблении: точка да запятая. Некоторые любят сугубо многоточия, другие – исключительно тире. При этом ограниченный набор знаков сильно обедняет текст. Насколько живее и интереснее выглядят тексты, где представлены (без фанатизма, разумеется) все 10 знаков препинания!..

Фишка 15. Рамка.

– Пришлите ваше предложение на электронную почту.

Интересно, у скольких продажников это выстреливало? Все знают, что «пришлитенаемейл» – это отговорка, чтобы ненавязчиво отшить навязчивого продавца.

Зато если прийти и все своими словами рассказать – дело сдвигается с мертвой точки.

Почему так происходит?..

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *