Финал текста: как написать логичную и эффектную концовку

Как завершить текст?

Вопрос насущный для авторов всех возрастов и стажей. Иногда текст создается легко и просто, а на концовке волшебная палочка ломается. И ты грызешь карандаш мучаешь клавиатуру, выжимая из себя «выводы и обобщения», как учили в школе…

Сегодня для всех, кому важно поставить в финале своего текста не просто точку, а красивый восклицательный знак  – горячая десятка приемов из серии «как закончить сочинение». Каждый из приемов неоднократно использован мной, что подтверждено здесь конкретными примерами моих текстов. На чужие источники не ссылаюсь, но уверена – каждый из вас, во-первых, найдет похожие приемы в блогах других авторов, а во-вторых, продолжит мою копилку.

writing-fun

Итак, поехали:

  1. «Вы тут пока почитайте, а я пошла чемодан собирать». Пример – тут.

Приём работает, если сам текст был организован в формате как бы разговора с читателем – повествование от первого лица, обращения к читателю. Да и личность автора худо-бедно раскрыта. Иначе эдакий поворот будет расценен как чужеродный.

  1. Рамка. Мой любимый прием. Его суть: вы зафиналиваете ровно тем же, с чего начали. Пример использования – тут.

Приём красивый, очень завершенный и требует серьезного обдумывания. У него есть один хороший «побочный эффект»: он как будто «якорит» ту мысль, которую вы подняли в начале. Так что можно им пользоваться не только как эффектным художественным приемом, но и для того, чтобы запечатать какую-то важную  мысль в мозгу читателя.

  1. Обобщение. Это именно то самое, чему вас учили в школе. Пример использования – тут.

В вольном переложении мною Гандапаса*: «Сначала скажите, о чем вы собираетесь сказать. Потом скажите это. В конце скажите, о чем только что сказали». Важно – в конце надо сказать коротко, емко и обобщенно. Как будто общий принцип формулируете.

  1. Вопрос «в зал». Пример смотрим тут.

Хороший материал должен заставить людей задуматься. Хороший материал, который к тому же призван продвигать бренд автора, должен вовлекать читателей в дискуссию. Вопрос к читателю в конце текста, пусть даже и риторический  – самый простой прием добиться такого эффекта.

  1. “Но это совсем другая история”. Смотрите пример использования и заодно наслаждайтесь пейзажами осенней Грузии тут.

В финале вы вводите как бы начало новой истории. Усугубить можно, как в моем примере – гиперссылкой на ту самую историю. Но это необязательно. Большинство русских волшебных сказок заканчиваются свадьбой, но разве кто-нибудь когда-нибудь слышал сказку о том, каково им показалось в семейной жизни?..

  1. Цитата. Прием, «воспетый» самим Зинсером**. Пример тут.

Надо ли говорить, что цитата должна быть, во-первых, «в кассу», во-вторых, достаточно эффектной сама по себе?.. Подсказка: Ларошфуко с его беспредельным цинизмом- беспроигрышный вариант.

  1. «Да пребудет с вами сила!» Пример использования, а заодно и еще одна кучка советов начинающим авторам  – тут.

Честно скажу  – это прием, которым я пользуюсь от безысходности или когда лень некогда искать более подходящий финал. Опять же, как и в случае номер 1,прием может быть использован в тексте формата «диалог с читателем».

  1. Главный козырь, или «Десерт». Пример использования, а заодно и достопримечательности Еревана – тут.

Помните из школьного курса литературы, что у произведения должны быть завязка, развитие действия, кульминация и развязка? Так вот, смелый автор может в финале устроить альтернативную кульминацию, выдвинув главный козырь своего текста. Например, важный факт. Или основной совет. Или достопримечательность, ради которой «всё и затевалось».

  1. «Всё будет хорошо». Смотрим пример использования, а заодно вспоминаем Новый год – тут.

Приём опасен своей слащавостью. Чтобы не превратить ваш текст к концу в «сопли в сахаре», применяйте умеренно и с юмором. Ну или со стёбом, если хватит яда смелости.

  1. Просто точка. Пример использования – тут.

Не устану цитировать эту мысль Уильяма Зинсера**:

«Если вы готовы поставить точку, ставьте её».

____________________________________________

*Автор книги “Камасутра для оратора”

**Автор книги «Как писать хорошо»

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *