Большой текст: как сделать его читабельным?

Есть на свете такие тексты, которые сокращать нельзя. Ну вот просто нельзя, и точка.

Что же делать, если вы видите, что ваш текст явно длинный – и именно поэтому сложный для восприятия, – а вычеркнуть из него категорически нечего?
И на этот случай есть несколько хитростей, которыми я сегодня с вами поделюсь.
Хитрость 1. Структура.
Если текст длинный – задайте ему четкую, видную читателю структуру. Лучше всего это получится, если разбить текст на тематические подглавки и озаглавить каждую.
Хитрость 2. Короткие абзацы.
Это важно и в недлинном тексте: идеальная длина абзаца не должна быть больше 5-6 строк. А то представьте себе «монстра» на 4-5 страниц, да еще и с громоздкими – по полстраницы – абзацами. Ну кто такое будет читать?..
Хитрость 3. Добавьте «воздуха».
Между главками и даже иногда между абзацами хорошо бы сделать укрупненные пробелы: больше, чем между строками. Это зрительно облегчит текст, он будет восприниматься как не слишком плотный- и потому вполне читабельный.
Хитрость 4. Формируйте списки.
Некоторые мысли лучше подавать не «прозой», а организованными списками, где каждый пункт выделен цифрой или точкой-бомбашкой. Например, если вы перечисляете достоинства/недостатки чего-либо, или выдаете пошаговый алгоритм – организуйте подобный список. К слову, таким образом организованная информация не только воспринимается легче, но и запоминается лучше.
Хитрость 5. Визуализация.
Разбавляйте текст иллюстративными материалами. Фотографии, инфографика, даже видео – также помогут вашему тексту не только лучше дойти до читателя, но и стать нагляднее и эмоциональнее.
Хитрость 6. Выделения.
Применяйте выделения: например, выделяйте жирным шрифтом ключевые мысли, помещайте цитаты на отдельные плашки и т.п. Это позволит заинтересованному, но находящемуся в цейтноте читателю прочитать ваш текст «по диагонали» и не упустить в нем главного. Здесь основной принцип – без фанатизма. Использовать «всё лучшее сразу» – значит добавить пестроты и без того сложному для восприятия тексту.
Хитрость 7. Делите на части.
Имеет ли смысл публиковать «зараз» весь текст целиком? Может быть, сделать из него сказку Шахерезады и выдать в 2, а то и в 3 приема?
Внимательно просмотрите свой текст и найдите момент, на котором можно закончить первую часть. Фрагмент должен быть завершенным по смыслу, но в идеале – оставлять читателя немного «голодным», чтобы ему захотелось прочитать дальше. Укажите, когда вы планируете опубликовать продолжение. А вторую часть начните с того, что укажите, что это именно вторая часть – начало читайте там-то.
Помните, что вы пишете для читателей, и ваша задача – максимально помочь им прочитать и понять ваш текст. Лёгкости вашему перу и быстроты – клавиатуре!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *